ПУТЬ К ПЕЙЗАЖУ
Он любит эту землю и верит, что Бог создал ее прекрасной. И как бы ни умножалось на земле зло, как бы человек ни терзал природу, земля хранит свою первозданную чистоту. Она там, где природа живет своей естественной жизнью — в простоте и искренности. Такой жизнью, когда поле и река, дерево и травинка способны заворожить, пленить человека, и его сердце почувствует истинную красоту.
- Вначале я рисовал городские пейзажи, архитектуру. А сейчас все больше «чистую» природу. Художник — это зеркало для отображения мира… но таким, чтобы чистота и свет проникали в человека.
ПУТЬ К РЕКЕ
Он любит рисовать воду. Может быть, потому, что вода — это основа жизни и глубокий художественный образ. Или потому, что его мастерская стоит на самом берегу реки, так что весной, когда река разливается, вода доходит почти до самых окон. А там за рекой — бесконечные просторы и где-то в них белеет далекий монастырь. И если раскрыть окно и дышать не только речным весенним воздухом, но и всей этой чистотой, то, кажется, сам становишься чище и начинаешь жить какой-то новой жизнью.
- Когда я бываю на выставках, то часто говорю себе: почему я не написал этого? Ведь я часто видел это место… Мне хочется помочь зрителю увидеть то, мимо чего он проходил, не замечая красоты.
ПУТЬ К ДЕТЯМ
Он любит рисовать детей. Но не портреты. Дети на его картинах — неотъемлемая часть самой природы. Они катаются на санках с горки, ловят рыбу, кто-то ведет свой велосипедик… Они доверчивы и открыты. Именно так они смотрят на художника — странного дядю с кистью в руке, стоящего на берегу реки. И так же открыто и доверчиво дядя смотрит на них, на эту реку, на этот мир. И потому его картины, на которых изображены дети, уже сами по себе передают ощущение какой-то детской наивности.
- Чтобы передать чистоту и первозданность мира, надо смотреть на него глазами ребенка. Может быть, наивно, но это не умаляет искусства. Леонардо да Винчи — тоже наивный художник. Многие великие мастера смотрели на мир просто.
ПУТЬ К БЛАГОДАРЕНИЮ
Он любит рассказывать о том ребенке, которому подарили игрушку. Ребенок с радостью берет эту игрушку и начинает играть с ней, совершенно забыв о дарителе.
Можно использовать свой талант для приобретения славы, а можно своим талантом благодарить Того, Кто дал его нам. Может быть, творчество — это форма самопознания? Но что мы можем о себе знать? Нужна только открытость сердца. Быть таким, какой ты есть, и все принимать с благодарностью: и хорошее, и плохое.
- На каком-то этапе я становлюсь недовольным своим творчеством и тогда ищу что- то новое. Даже те мои картины, что висят у меня дома, я меняю.
ПУТЬ К КОЛОМНЕ
Он любит Коломну, хотя это не его родина. Он родился в Москве, а большую часть своей жизни провел в Раменском. Но вот уже более десяти лет живет в нашем городе — в доме над рекой. Здесь и были написаны коломенские улочки, занесенные снегом… домики, утопающие в цветущей сирени- … яблони, усыпанные спелыми яблоками… купола, горящие сквозь осеннюю листву… и эта река, и распахнутое окно…
- Для кого-то важно, где он родился… Что значит для меня Коломна — вы видите по картинам.
ПУТЬ К ВЫСТАВКЕ
Он любит скромную и уединенную жизнь. Хотя пишет много и его работы приобретаются музеями и коллекционерами. И тем не менее в Коломне у него не было еще ни одной персональной выставки. И он до последнего момента не был уверен, нужна ли эта. Может быть, нужно рисовать просто для того, чтобы запечатлеть?… Или работать только «по заказам»? Ведь главное — служить своим талантом истине, красоте и людям, а не своему самолюбию,
- Александр, а Вы можете вообще бросить это занятие?
- Это не в моей воле.
ПУТЬ К ЗРИТЕЛЮ
И все-таки выставка состоялась. И получилась такой, что каждый может увидеть в ней свое. Для одних эти пейзажи — просто настроение, для других — размышление, для третьих — новое видение мира, откровение. Путей, по которым красота входит в душу человека, много. Как и путей, по которым сердце человека постигает истину. Живопись Александра Бугаева — один из них.
- Александр, что Вы считаете самым важным в Вашей жизни?
- Жить не для себя, а для Бога.
- А Ваша живопись — это прославление Бога?
- Это было бы слишком громко для меня. Даже сама эта фраза.
Арт-Информ, февраль 2001