Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить

kak-on-dyshit

Это кредо творческой личности, прозвучавшее много лет назад в окуджавской песне, относится всецело к творческому пути раменского художника Александра Тихоновича Бугаева. За многие годы после окончания в 1970 году Московского художественного училища памяти 1905 года А. Бугаев не изменил в своем творчестве школе реалистической живописи, обогатившей мировое искусство шедеврами кисти Коровина и Левитана, Шишкина и Саврасова. Пейзажи среднерусской природы, восхитительные и неповторимые по красоте в любое время года, постоянно волнуют художника, как ни одна композиция, сочетание красок или преломление образов на полотнах, выполненных в стиле модернизма, сюрреализма или прочем, подчас более родном стиле.

С 18 июня (ориентировочно до 12 июля) в жуковском Арт- салоне по ул. Жуковского, 5 проходит выставка «Пейзажи и натюрморты» Александра Бугаева. Это третья персональная выставка художника, воспитанника студии В. И. Пантелеева, члена Союза художников СССР с 1984 года. Предыдущая выставка состоялась в 1986 году также на земле Жуковской, в клубе «Стрела».

Кажется странным, что мастер, неоднократно участвовавший в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, чьи работы приобретены музеями России, Венгрии, Франции, Германии, Турции, Испании, Югославии, Японии, Ю. Кореи, имеет так мало персональных выставок. Но именно сейчас причины такой ситуации понятны, как никогда ранее, особенно если учесть вот это самое «не стараясь угодить». Чему, собственно? — Да многому: вкусам, моде, кошелькам… И еще — Александр Бугаев неукоснительно продолжает в своем творчестве линию русского национального реалистического пейзажа, кропотливо грудится на этюдах, спокойно и обстоятельно размышляет об увиденном. Его работы органичны, светлы и правдивы, как сама природа. Он не драматизирует ее взаимоотношения с человеком, который присутствует изредка на полотнах как ее естественная принадлежность. Более значительно присутствие человека в творчестве А. Бугаева ощущается на той эмоциональной волне, которая идет от изображенного художником пейзажа к зрителю. Невозможно остаться сторонним наблюдателем и не почувствовать свежести ранней весны, глядя на картины «Майская зелень», «Светлый май», «Пора цветения», «Яблони цветут», или запаха чистого снега с полотен «Зимним морозным утром», «Снег идет», «Зима», или томительного тепла «Сумерек на Москве-реке» и «Вечера на Оке».

«Мне Бог дал счастье любить красоту природы, ее чистую душу, — говорит Александр Бугаев, — впитывать и передавать свои чувства к ней». Делиться божественной благодатью с людскими душами, не искажая и не дополняя своей кистью естественной красоты земного мира — такова творческая задача художника.

Сам Александр Тихонович удивительно гармонично «вписывается» в пространство выставки своих работ каким-то внутренним равновесием, доброжелательностью, теплотой улыбчивого взгляда. И тот, кому дано счастье любить чистую душу природы, как это дано А. Бугаеву, наверняка не останется безразличным к творческим откровениям художника и, посетив Арт-салон, подарит ему благодарное признание за щедрость и всеконъюнктурность данного Богом таланта.

Н. Синицына
Современник, №27 (648), 4 июля 1997 г.