Мелодии, записанные кистью

Почти 40 пейзажей представлены на выставке работ Александра Бугаева, открытой в выставочном зале КЦ «Лига». Будучи родом из Раменского, Александр Тихонович выбрал себе для мастерской дом в Коломне, недалеко от Соборной площади, по-над излучиной реки Москвы, откуда открывается вид на Бобренев монастырь. Потому многие из видов на картинах знакомы зрителю.

Пейзажи Бугаева полны радости и умиротворения, которые свойственны природе, не тронутой человеческой суетностью. Одна из особенностей личной палитры автора – прямота цветопередачи. Вы обращали внимание: пока ребенка не научат рисовать, поделив изобразительные приемы на рисование и раскрашивание, он берет сразу карандаш и краски нужного ему цвета и рисует, минуя основу? Небо – голубое, солнце – оранжевое, трава – зеленая. Конечно же, по традициям живописи, особенно русской классической, хороший, твердый рисунок, задающий основы линейной композиции холста, – одно из ценнейших ее достоинств. Живопись Александра Бугаева не исключение, но цвет для стиля, присущего работам автора, — главная составляющая их эмоционального воздействия. Свет и тень Бугаев часто разделяет не через тональную глубину, а через совмещение теплых тонов и холодных.

Ruka

Как ни странно, этим способом, а не точным следованиям гамме тональных переходов, автор достигает колористической точности. Потому яркость, солнечность его летних пейзажей оставляет впечатление, что с глаз смотрящего упала тонкая белесая пелена. Его «Цветы в саду» — брызги оранжевого, желтого и таинство притаившегося где-то позади синего. Это взрыв радости, выброшенной летней жизнью сада из недр разросшейся травы, из ее глубокой, сочной зелени. Но желтые кружочки и овалы зонтичных соцветий, и изящные изгибы лепестков малых тигровых лилий, и синие султаны цветков, названия которых сейчас никак не удается вспомнить, составляют гармоничный букет, который вряд ли удалось бы создать самому искушенному в букетном деле человеку. На такую соразмерность цвета, формы чашечек, длины стеблей способна только сама природа.

Его городской пейзаж также узнаваем для коренного жителя и все равно совершенно нов. Может, потому что все-таки Александр Бугаев родом из других мест, и причина новизны ответного восприятия – взгляд приезжего со стороны? «У древних стен» Коломенского кремля, что встречает любого въезжающего в Коломну со стороны столицы, мы бывали не раз. Не раз этот отрезок крепостной стены изображали коломенские художники на холстах и листах бумаги. Но у каждого автора – свой глаз, свои ассоциации. И здесь тяжелые красно-кирпичные стены – олицетворение вечности, как олицетворение мига, всплеск крыл голубиной стаи, минутно присевшей на старый камень бойницы…

В экспозиции есть картины, где чувствуется непрописанность, этюдная недоговоренность, возможно, их ждет дальнейшая доработка. Встречается композиционный стандарт: банка с вербой на подоконнике распахнутого окна, за которым фон – знакомый абрис дальних монастырских стен. Впрочем, он так¬же привлекателен эстетикой тональных переходов.

Но, тем не менее, здесь, среди этих полотен, снова происходит главное, ради чего существует изобразительное искусство вообще: передача любви к Сущему от автора к зрителю через краски, положенные на холст. За это – зрительская благодарность всем, кто когда-то, по зову свыше, взял в руки кисть и подошел к этюднику или мольберту. И художнику Александру Бугаеву – в их числе, как человеку, исповедующему и проповедующему своим творчеством любовь к природе, тому лучшему из материального, что послано нам свыше.

Елена Кузина
Региональные вести, №10 (176), 17 марта 2004 г.